Конкурсный материал
на муниципальный этап республиканского профессионального конкурса педагогов дошкольного образования
«Воспитатель года -2023»
Конкурсное задание
«Моя педагогическая находка»
Я, Омарова Саният Магомедрасуловна, работаю в детском саду инструктором по физической культуре. Вот уже 6 лет, каждый день, я прихожу в физкультурный зал любимого детского сада. Каждый рабочий день начинается с утренней гимнастики во всех группах. Провожу занятия с дошкольниками, организую праздники, соревнования, эстафеты. А заполняя документацию, вижу, что за последние годы состояние здоровья детей не радует. Растёт количество детей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, координации движения. Одна из причин ухудшение здоровья – снижение двигательной активности. Несмотря на большую популярность физической культуры, её пока нельзя назвать образом жизни каждого человека. Понимаю, как важно сохранить и укрепить здоровье моих воспитанников, поэтому постоянно спрашиваю себя: «Как сформировать у детей потребность в двигательной активности, как интересно и увлекательно организовать образовательную деятельность?».
Я считаю, что главное - помочь дошкольникам выработать желание в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности. В связи с этим я веду поиск таких подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей средствами физической культуры, которые могли бы не только повышать физическую подготовленность, но и одновременно развивать умственные, познавательные способности и готовить их к жизни.
Очень важен подбор методов и приемов обучения. Одним из перспективного направления физического воспитания старших дошкольников, на мой взгляд, является внедрение элементов моделирования.
Моделирование это, метод исследования объектов на их моделях- аналогах определенного фрагмента природной и социальной действительности.
Выделяют предметное и информационное моделирование. Предметные — это оригиналы, а информационные – это схемы, чертежи, рисунки, планы и т. д.
С помощью моделирования удается свести изучение сложного к простому, незнакомого к знакомому, например, порядок выполнения упражнений доступным для всестороннего изучения и понимания. С целью развития мышления и обогащения двигательной сферы ребенка мноюбыли введены модели в содержание организованной образовательной деятельности по физическому развитию дошкольников. Были составлены карточки, карточки-схемы, карточки-задания. Прежде всего, использование моделей ставит ребенка в активную позицию, стимулирует познавательную и умственную деятельность, вовлекает его в область особых отношений – сопереживания, совместной творческой деятельности.
Мною были составлены следующие элементы моделирования:
1. Схемы для перестроений;
2. Схемы исходных положений;
3. Смешанные схемы перестроений и исходных положений;
4. Схемы и символы последовательности выполнения упражнений;
5. Карточки тренировки определенного вида движений (по станциям);
Моделирующие карточки (предметные, сюжетные, карточки-схемы) используются с той или иной целью, в том числе: развития мышления и воображения дошкольников в процессе соотнесения моделей и собственных действий и движений; сбора и организации детей, выполнения различных построений, упражнений, движений и пр.
Применение карточек-схем особенно уместно на открытом воздухе, так как использование вербальных средств общения на достаточно большом пространстве.
Их целесообразно планировать в старшей и подготовительной к школе группах.
Моделирующие карточки предназначены для использования во вводной части традиционных и сенсомоторных занятий; при выполнении различных построений и основных видов движений.
Еще один вид наглядности, который мы используем при проведении физкультурных занятий – карточки-задания. Данные карточки предназначены для занятий с использованием тренажеров.
Обучение дошкольников упражнениям на тренажерах строится следующим образом: на первом этапе детей знакомят с названием тренажера, его внешним видом, затем показываются собственно сами движения, далее происходит соотнесение названий тренажеров, их внешнего вида с их изображениями на карточках. После того, как дети познакомятся со всеми тренажерами блока (а их в каждом блоке 5, организуются занятия по принципу круговой тренировки с использование карточек-заданий. Каждой паре детей дается карточка-схема с заданиями. Каждый ребенок упражняется последовательно на каждом виде тренажеров.
Использование моделей в работе с дошкольниками позволяет повысить эффективность обучения и скорость запоминания и как следствие качество выполнения движений.
Работа с карточками позволяет детям использовать накопленный двигательный опыт в самостоятельной деятельности, учит организовывать соревнования со сверстниками, подчиняться правилам.
Учить работать по карточкам можно начинать со второй младшей группы. На карточках для этой возрастной группы изображаются животные или знакомые предметы домашнего обихода. Дети заранее ознакомлены с персонажами-животными, знают какой вид движения надо выполнять. Например, изображены: лягушка - прыжки в приседе; колобок - перекатывание, мышка - ходьба на носках.
Для старших и подготовительных групп при проведении физкультурных занятий также используется карты-схемы. Они раздаются каждому ребёнку или капитану команды.
Например; - работа с мячом; - лазание по гимнастической лестнице; - приседания; - прыжки в длину
Дети изучают карту и по сигналу инструктора идут на первый этап. Выполняют упражнение самостоятельно и по сигналу делают переход к следующему снаряду. Инструктор находится у того снаряда, где дети нуждаются в его страховке. А воспитатель следит за правильностью выполнения задания и при необходимости помогает ребенку действием – направляет, поддерживает.
Карточки-схемы можно использовать не только на занятиях по принципу круговой тренировки, но и как приём в сюжетных, игровых занятиях, занятиях - соревнованиях.
Карточки очень помогают и при обучении основным видам движений. Если ребёнок плохо овладевает, например, прыжком в высоту способом перешагивания, то ему даётся карточка с изображением подводящего упражнения. Или же наоборот, сильный физически ребёнок получает индивидуальную карточку и работает самостоятельно.
Рассказывать о карточках и их применении можно очень много. Благодаря умению детей пользоваться карточками, умению «читать» их, ориентироваться по ним, очень легко организовать физкультурные досуги: «Найти клад», «Прогулка по лесу», «Зарница».
Опыт показывает, что самостоятельный вид деятельности является важным источником активности и саморазвития ребёнка. В результате последовательно проводимой работы по обучению умения «считывать» задание-рисунок, схему -, желание как можно лучше выполнить задание.
Всякое мастерство в сочетании с творчеством и фантазией, а главное -любовь к детям даст отличный результат по физической культуре и здоровью ребенка в целом. Нами в системе осуществляется мониторинг физического развития детей. Наблюдается позитивная динамика физического развития дошкольников.
Использование знаков, символов и моделей в физическом воспитании развивает у детей предпосылки знаково-символических универсальных учебных действий.